Живой журнал Андрея Гордиенко (pulman) wrote,
Живой журнал Андрея Гордиенко
pulman

Categories:

Кусок из моей неопубликованной книги

ФЮРЕРЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

ВВЕДЕНИЕ
Чтобы понять причины возникновения национал-социализма, необходимо обратиться с событиям немецкой истории последней трети XIX века. В первые годы после объединения Германская империя переживала период бурного экономического роста и усиленного развития сфер, связанных с крупным финансовым капиталом и головокружительными спекуляциями на бирже. По после 1873 года подъем в экономике сменился тяжелым кризисом промышленности, сопровождавшимся спадом сельскохозяйственного производства. Естественно, что такое положение вещей вызывало недовольство как среди рабочих, так и в рядах консервативной партии, представлявших интересы юнкерства. Для того, чтобы разобраться в последующих событиях, нужно иметь в виду, что ведущие позиции в немецком финансовом бизнесе занимали предприниматели еврейского происхождения. Во время кризиса им удалось сохранить свои накопления, что вызывало раздражение сильно пострадавшей сельскохозяйственной буржуазии. Их неприязнь подогревалась внутренней политикой Отто фон Бисмарка, который, умело расколов ряды консерваторов, опирался на национал-либералов, лидеры которой, Людвиг Банинберг и Эдуард Ласкер, были евреями.

Таким образом, в 70-х годах перед немецкими консерваторами стояли две основные задачи: притормозить рост влияния представителей финансового капитала и остановить приток рабочих в лагерь социал-демократов.
В 1875 году журналист Глагау опубликовал в газете консервативной партии «Кройццайтунг» цикл из пяти статей, в которых доказывал читателям, что более 90 процентов немецкого финансового капитала сосредоточено в руках евреев, и призывал спасти экономику Германии от семитского засилья. После этого вокруг «Кройццайтунг» начал формироваться кружок противников либерализма и антисемитов. Однако в 1876 году консерваторы вновь объединились и временно отмежевались от Глагау. Тем не менее, его статьи стали началом крупномасштабной антисемитской кампании, в результате которой прилавки книжных магазинов Германии оказались заваленными литературой подобного рода. Среди этого чтива особенно выделялись творения Вильманна и Марра.
Вильманн написал книгу «Золотой интернационал», в которой «раскрыл» заговор сионистов, направленный на захват мирового господства. По его мнению, все крупные капиталисты-евреи объединены в организацию с целью покорить сперва Европу, а затем и весь мир путем концентрации в своих руках всех финансовых ресурсов планеты. Марр же, в свою очередь, в феврале 1876 года опубликовал памфлет «Победа иудаизма над германизмом», быстро ставший бестселлером. Через несколько месяцев некто Пинкерт объявил о создании в Бреслау Немецкой партии реформ, главной задачей которой должна была стать борьба с евреями. Осенью того же года сам Вильгельм Марр основал Антисемитский союз. Членом этой организации мог стать любой не-еврей вне зависимости от партийной и конфессиональной принадлежности.
Подлинным началом организационного оформления немецких антисемитов нужно считать первое публичное выступление берлинского пастора Адольфа Штекера в речью «Чего мы требуем от современного еврейства» в 1879 году. Штекер долгое время был придворным проповедником Вильгельма II еще в бытность последнего принцем. Обеспокоенный ростом популярности социал-демократов в рабочей среде, пастор предложит попытаться перетянуть пролетариат на сторону юнкерства и тем самым лишись социалистов опоры в широких слоях общества. Для этого предполагалось пойти на уступки рабочим, чтобы добиться от них поддержки политических устремлений национальной буржуазии, а последних заинтересовать социальными проблемами (спустя почти тридцать лет нечто подобное в России попытался сделать офицер III-го отделения Зубатов).
С этой целью пастор Штекер развернул широкую агитационную кампанию, которая повлекла за собой создание Берлинского движения, послужившего основой для формирования в конце 1879 года Немецкой христианско-социальной рабочей партии. Однако сами рабочие не проявили интереса к деятельности данного политического новообразования. Сделав ставку на антисемитизм, Штекер вместо пролетарской партии получил партию мелких лавочников. Бисмарк с самого начала весьма скептически отнесся к этой затее двора и позднее в своим мемуарах писал: «В Берлине участие населения в выборах незначительно, но берлинец любит собрания, шум и перебранку, и некоторые из числа равнодушных избирателей, обычно не голосовавшие, конечно, могли в результате агитации Штекера явиться на выборы и проголосовать за предложенного Штекером кандидата. Но было бы заблуждением считать, что Штекер и его агитация убедили значительное число социал-демократов».(1)
Тем временем, среди самих христианских социалистов назревал раскол. Активные участники движения Дюринг и Беккель образовали радикальное левое крыло партии. Штекер же и примкнувший к христианско-социальной партии историк Трейче в целом разделяли программу консервативной партии, расширяя ее требованиями в области рабочего законодательства (установление максимальной продолжительности рабочего дня и т.д.). Антисемитизм в их программных целях стоял на последнем месте и носил весьма умеренный характер. Они организовали сбор подписей под петицией, требовавшей ограничения числа евреев среди судей и школьных учителей, прекращение еврейской иммиграции в Германию и запрета представителям этой национальности занимать должности в государственном аппарате.
В отличии от Штекера, Дюринг и Беккель в принципе не признавали за евреями право на существование. Они было против создания сионистского государства в Палестине и призывали к физическому уничтожение еврейского народа. В 1881 году представители левого крыла христианских социалистов стали инициаторами еврейских погромов в Данциге, Штеттине и других крупных немецких городах.
Кроме того, между Штекером и Беккелем были серьезные разногласия по вопросу о социальной ориентации партии. Штекер по-прежнему пытался сплотить юнкерство и пролетариат. Трейче удалось создать Общество немецких студентов, объединившее антисемитски настроенные корпорации буршей. А Беккель считал необходимым переориентировать работу партии на мелких бюргеров, которые, собственно, и являлись базой для христианских социалистов.
В том же году инженер Теодор Фрич вместе с отставным офицером Либерманном фон Зонненбергом основали в Лейпциге Антисемитский центр. Теодор Фрич решил построить свою пропаганду на дискредитации характера, менталитета и моральных качеств евреев. Написанный им в форме вопросов и ответов «Катехизис антисемита» стал образчиком самого грязного и беспринципного зомбирования масс, перед которым бледнеют даже опусы Геббельса. В 1886 году Зонненберг и Фрич созвали в Касселе конгресс юдофобов, на котором был организовал Всеобщий немецкий антисемитский союз. Председателем этого союза стал сам Т. Фрич. Это событие вызвало новый всплеск антиеврейской пропаганды, на волне которого на парламентских выборах 1887 года Беккелю удалось пройти в Рейхстаг.
Тем временем, разногласия между левыми и правыми христианскими социалистами продолжали углубляться, пока в 1889 году на конгрессе в Бохуме не произошел раскол. Сторонники Беккеля создали Антисемитскую народную партию, а приверженцы Штекера и Зонненберга – Немецкую социальную антисемитскую партию. На следующих выборах, в 1890 году, партия Беккеля выдвинула требование экспорприации всего еврейского капитала и его последующего раздела между малоимущими. Благодаря этому им удалось получить 14 мандатов в парламенте, тогда как Шекеру пришлось довольствоваться всего 2-мя. Спустя еще четыре года две эти организации объединились в Немецкую социальную реформистскую партию, но данный гибрид прожил всего несколько месяцев и благополучно скончался. Различие во взглядах лидеров юдофобов было столь велико, что они не могли мирно ужиться в рамках одной партии. В начале ХХ века немецкие антисемитские партии утратили остатки своего политического влияния и влачили весьма жалкое существование на политических помойках Германии. Однако, их австрийским собратьям повезло гораздо больше.
Рост антисемитизма в последних десятилетиях XIX века был характерен не только для Германской империи, сходные настроения наблюдались и в Австрии. После создания двуединой империи Австро-Венгрии и уравнения евреев в правах с остальным населением, среди определенных кругов австрийских немцев большой популярностью стал пользоваться пангерманизм. Одним из крупнейших идеологов этого движения стал Георг фон Шенерер.
В 1873 году фон Шенерер был избран в австрийских рейхстаг как депутат от Конституционной партии и вошел во фракцию прогрессистов, считавших себя защитниками немецкой национальной идеи. Под влиянием событий в Германии Шенерер решил создать нечто подобное у себя на родине. В 1879 году он опубликовал предвыборное воззвание «Моя программа», в котором критиковал ненациональный капитал, несущий вместе с правительством ответственность за тяжелое положение трудового народа: «Если не будет положен конец теперешнему положению честных ремесленников и крестьян, то обнищание не только захватит все более широкие слои населения, но и наступил социальный переворот, по сравнению с которым пережитые до этого многие коммунистические путчи покажутся настоящей детской игрушкой».(2) Шенерер призывал правительство и промышленников удовлетворить требования рабочих и тем самым отвести пролетариат от революции.
В 1880 году фон Шенерер основал журнал «Немецкое слово», вокруг которого стали группироваться сторонники подобных идей. Это позволило ему два года спустя сформировать Немецкую национальную партию, основой деятельности которой стала «Линцкая программа». В соответствии с этим документом главными задачами и целями организации Шенерера были: признание за немецким языком статуса государственного на всей территории Австрии; независимость государства и правительства от еврейского финансового капитала; создание условий для развития немецкой национальной буржуазии; таможенный союз с Германией; установление максимума продолжительности рабочего дня; расширение избирательного права; ограничение использования детского и женского труда.(3) Все это мероприятия должны были внушить рабочим сознание национального единства всех классов немецкого государства.
Кроме всего вышеперечисленного, Георг фон Шенерер считал необходимым возрождение древнетевтонского мира. В издаваемой им газете партии месяцы указывались не по современному календарю, а по древнегерманскому. Сам Шенерер пропагандировал культы языческих богов древних германцев, особенно Вотана. Так же лидер немецкой национальной партии требовал, чтобы члены его организации были свободны от примеси семитской крови. Однако, это не помешало самому Шенереру жениться на еврейке и иметь от нее детей.
В 1889 году венский адвокат Карл Люгер по примеру Шенерера основал Христианскую социальную партию, члены которой были приверженцами самой крайней формы антисемитизма. В отличии от фон Шенерера Люгер выступал против объединения австрийских земель с Германией и поддерживал Габсбургов. Христианские социалисты требовали: «Устранения давления господствующей крупно-капиталистической системы хозяйства, главным носителем которой является еврейство. Эта система одинаково угнетает и крестьянина, и ремесленника, и чиновника, и рабочего. Поэтому, в интересах всех устранение этой системы».(4)
В начале 90-х годов члены этой партии организовали серию еврейских погромов в Праге, Аустерлице и других городах. В 1894 году Карл Люгер был избран бургомистром Вены, но имперскому правительству вплоть до кризиса 1897 года удавалось блокировать результаты этих выборов. Тем не менее, партия христианских социалистов стремительно укрепляла свои позиции, получила 27 процентов голосов и являлась серьезной силой на политической арене Австрии.
В 1897 году министр-президент граф Бадени издал распоряжение о признании равноправия немецкого и чешского языков. В ответ депутаты рейхстага от националистов организовали бурную акцию протеста. По словам Шенерера: «Австрия должна быть немецкой, или пусть она совсем прекратит свое бытие! Если Австрия не может быть немецкой, то немецкие области должны стремиться к отложению от Австрии и домогаться соединения с Германией».(5) Правительство арестовало депутатов-бунтовщиков, но в столице начались волнения, и власти были вынуждены уступить. Люгер был утвержден в должности венского губернатора; он оставался на этом посту вплоть до своей смерти в 1910 году. Так, в отличии от Германской империи, в Австрии антисемитским партиям удалось удержаться на плаву, а Вена превратилась в европейский центр юдофобии.
В 1908 году известный оккультист Гвидо фон Лист основал в Австрии тайное общество Арнамен. Целью этой организации было возрождение немецкого духа и развитие германизма, а ее символом был избран древний солярный знак –свастика. За несколько лет до этого другой теоретик немецкого национализма – Йогр Ланц фон Либенфельс учредил общество «Остара» и стал издавать одноименный журнал, проповедовавший опасность смешения арийской и семитской рас. Среди читателей этого журнала был и молодой Адольф Гитлер, а членами Арнамен являлись К. Люгер и Ф. Шрауэр.
В 1912 году Штауэр совместно с Фричем и Полем учредили в Германии тайную организацию Германенорден, построенную по типу масонской ложи. По их замыслу, это объединение должно было стать союзом для борьбы с мировым заговором сионистов, спасения земли и подготовки прихода высшей расы – сверхчеловеческих арийцев. В 1915 году в Германенорден вступил барон фон Зеботендорф.
Пока шла первая мировая война, эта организация бездействовала, так как большинство ее членом было на фронте, но в 1918 году фон Зеботтендорф создал в Мюнхене баварское отделение Германен ордена – Общество Туле, которое объединило более 1500 человек и поддерживало связи с достаточно широким кругом влиятельных лиц. Кроме того, Туле имело свой печатный орган – «Мюнхенер Беобахтер унд Шпортблатт», впоследствии вошедший в историю как официальная газета НСДАП «Фелькишер Беобахтер». Наиболее активными членами Общества Туле были Д.Эккарт, Г.Федер, К.Харрер, М.Лоттер, Р.Гесс и А.Розенберг. Эккарт и Розенберг разработали основы идеологии будущей нацисткой партии и позднее обучили им ефрейтора Адольфа Гитлера.
После Ноябрьской революции Общество Туле решило перейти от слов к делу и начать борьбу с коммунистической опасностью. Для этого был образован филиал Туле по «рабочему» вопросу, которым в январе 1919 года стала Германская рабочая партия во главе со слесарем Антоном Дрекслером. В отличии от довоенных фелькише, Общество Туле пошло дальше антисемитской пропаганды и еврейских погромов. Ее члены приняли активное участие в революционных событиях 1919 года в Баварии. 10 его членом были расстреляны по приказу правительства Баварской Советской республики за контрреволюционную деятельность, многие другие участвовали в штурме Мюнхена «черным» рейхсвером.
Антисемитское движение фелькише в Германии и дойчнационалистов в Австрии послужили базой, на которой сформировалась нацистская партия. Хотя в последствии Гитлер пытался всячески отмежеваться от «фелькиш-лунатиков», ультраправые объединения конца XIX века стали важным этапом в пути появления на мировой политической арене национал-социализма. Интересно, как сам фюрер оценивал своих предшественников: «Если бы у партии христианских социалистов вдобавок к ее отличному знанию широких масс было еще и правильное представление о расовой проблемы, как понимало ее Пангерманское движение, если бы она до конца превратилась в националистическую, либо если бы Пангерманское движение вдобавок к ее верному пониманию цели еврейского вопроса и значению национальной идеи восприняло еще и практические навыки христианских социалистов, в частности, ее отношение к социализму, то в результате уже тогда могла возникнуть такая политическая сила, которая с успехом повлияла бы на судьбу немецкого народа».(6)

1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т.3., -- М., 1941, с.6.
2. Цит. по: Ратнер Н.Д. Очерки по истории пангерманизма в Австрии в конце XIX века. – М., 1970, с.45.
3. Fuchs A. Geistige Strömungen in Österreich. 1867-1918. – Wien, 1949, S.179-181.
4. Цит. по: Звездичь П. Австрия./Государственный строй и политические партии в Западной Европе и САСШ. Т.1.—СПб., 1905, с.21.
5. Цит. по: Там же, с.58.
6. Hitler A. Mein Kampf, -- München, 1933, S.133.
Tags: Мои книги
Subscribe

  • Индекс Хирша и Google Scholar

    Зарегистрировался на Google Scholar, выяснил, что, по мнению этой системы мой индекс Хирша равен 6, но пока видит она чуть больше половины ссылок. В…

  • РИНЦ, итоги на апрель 2017 года

    По базе РИНЦ на сегодняшний день на мои работы цитируются 151 раз. По-моему, это хороший результат.

  • Индекс цитирования на 2013 - 2015 г.

    Список цитирований моих книг и переводов за этот период по РИНЦ: Энциклопедия символов: 1. АРХЕТИПЫ ГОРНОГО ПЕЙЗАЖА Жук С.А. Мир науки, культуры,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments