Живой журнал Андрея Гордиенко (pulman) wrote,
Живой журнал Андрея Гордиенко
pulman

Category:

ПОСМЕРТНЫЕ МАСКИ - 2

Идя навстречу пожеланиям френдов иллюстрации я подобрал сам :) Приятного чтения :)


Так развивалось искусство посмертной маски во Франции с XV по XVIII вв. Однако в этот период она была лишь вспомогательным орудием художника и так и не получила самостоятельного значения. Поэтому посмертных бюстов до нас дошло намного больше, чем масок. В связи с этим возникает вопрос, существовали ли посмертные маски до начала XV в.
Первое сообщение о королевском похоронном церемониале относиться только к 1422 г., когда скончался Карл VI. Тем не менее, поскольку это сообщение не содержит указаний на какое-либо новшество или изменение, можно предположить, что описываемый ритуал сложился не позднее 2 половины XIV в. Действительно, существуют сведения, что в 1388 г. во время похорон графа де Йо использовался манекен, изготовленный художником Коляром де Ляоном. Нечто подобное было и на похоронах коннетабля де Геслена в 1380 г. Однако, было бы ошибкой считать, что уже в конце XIV в. при создании манекена умершего мастера пользовались посмертными масками. Манекены покойных были напрямую связаны с похоронным обрядом, но посмертные маски, как уже было сказано выше, не могли появиться во Франции ранее XV в. Из этого следует, что обычай изготовлять фигуры покойных с портретными бюстами для траурной церемонии прощания появился раньше, чем посмертные маски. По видимому, этим о объясняется их подчиненное и вспомогательное знамение по сравнению с манекенами.
Отсутствие сведений о церемониале похорон королевских особ в XIV в. связано со Столетней войной, бушевавшей во Франции. Этот пробел можно восполнить источниками, созданными в других странах, например в Англии. Касательно Великобритании нелишним будет вспомнить, что местная династия Анжу-Плантагенетов имеет французские корни.
В Вестминстерском аббатстве храниться целое собрание манекенов с посмертными бюстами, получившее у лондонцев прозвище «полк ряженных». Они являются остатками средневекового английского похоронного ритуала, в ходе которого заменяли свои коронованные оригиналы, лежавшие в плотно закрытых гробах. В отличии от своих плетеных французских собратьев, они изготовлялись из цельного куска дерева.



"Полк ряженых" в XIX ы.



"Полк ряженых" сегодня http://www.westminster-abbey.org/history-research/museum/10125


В год смерти Карла VI Французского 31 августа в Буа де Венсен умер английский король Генрих V. Жители Парижа и Руана попросили английское правительство похоронить короля в их городах, однако тело покойного монарха было переправлено на родину и прибыло в Лондон 11 ноября 1422 г. В своей «Истории Англии» Томас Уэльсингемкий сообщает, что на закрытом гробе Генриха V было установлено изображение, довольно точно передающее телосложение и черты лица покойного, одетое в подбитую горностаем пурпурную мантию. Голова манекена была увенчана короной, в правой руке он держал скипетр, а в левой – державу. Поскольку историк пишет об этом событие, как о чем-то само собой разумеющемся, есть все основания полагать, что данная практика была обычной для английского королевского двора.
Данное утверждение отнюдь не голословно, о чем свидетельствуют сообщения о похоронах короля Эдуарда III. После смерти монарха 21 июня 1377 г. в Шине, его тело было забальзамировано и положено в гроб. Одновременно мастер Стефен Хадли получил заказ на изготовление фигуры короля, которая была установлена на гробе по время его перевозки в Лондон. В столице манекен вместе с гробом участвовал в поминальной службе в соборе Святого Павла и Вестминстерском аббатстве. Он и сейчас находиться в Вестминстере, где захоронено тело Эдуарда III. Лицо этого манекена полностью исключает использование посмертной маски в качестве модели. Маска предполагает максимальную близость к оригиналу, тогда как черты лица фигуры Эдуарда III крайне стилизованы в духе эпохи.


Манекен Эдуарда III

Это является несомненным доказательством того, что манекены появились раньше, чем посмертные маски. Английские источники сообщают о деревянном манекене, изготовленной для похорон Эдуарда II ( 1327 г.) и посмертной восковой фигуре Генриха III ( 1272 г.), выполненной Робертом де Беверлако. В начале XIV, а тем более в XIII в. не могло быть и речи о создании посмертных масок. Кроме того, нет достоверных сведений и о том, что даже при изготовлении манекена с посмертным бюстом Генриха V (1422 г.) использовалась посмертная маска.
Как и во Франции, в Англии существовал обычай использовать манекены при похоронах королев. Самым ранним примером этой традиции служит манекен жены короля Ричарда II Анны Богемской, портретный бюст от которого храниться в Вестминстере. Сохранился также манекен Катерины Валуа, супруги Генриха V, которая пережила своего мужа на 10 лет и умерла в 1437 г. Гроб с ее телом, на котором находился манекен, был выставлен в церкви Святой Катерины в Тауэре, а затем перенесен в Вестминстерское аббатство, где и был помещен в гробницу. Фигура королевы (фото IVa) изготовлена из цельного куска дуба и сильно сточена с тыльной стороны, правая рука и кисть левой руки утрачены. Ее шея и голова исполнены с большим искусством в готическом стиле без малейших следов натурализма, что свидетельствует о том, что в распоряжении скульптора не было посмертной маски. Все это лишний раз подтверждает, что при изготовлении посмертного манекена короля Генриха V (1422 г.) мастер не пользовался слепком с его лица. Вообще, существование посмертных масок в Англии XV в. весьма сомнительно. Поскольку манекен короля Эдуарда IV ( 1483 г.) не сохранился, о нем нельзя сказать ничего определенного.
Положение изменилось только в XVI в, о чем свидетельствует хранящийся в Вестминстере посмертный манекен короля Генриха VII, умершего в 1509 г. Фигура этого изящного и элегантного монарха в натуральную величину выполнена из цельного куска дерева. Несмотря на то, что руки манекена не сохранились, совершенно очевидно, что в правой руке у него был скипетр, а в левой – держава. На лице остались следы краски, а вырезанный на черепе колпак говорит о том, что на голову некогда был одет парик.
Реализм, в котором выполнено лицо короля, представляющее собой этим английского джентельмена, неопровержимо свидетельствует о том, что при работе скульптор использовал посмертную маску (фото V). Мастер переработал слепок, раскрыв глаза короля и придав его лицу облик живого человека. Именно с этого момента можно говорить о появлении в Англии посмертных масок., что нашло свое отражение в изменении лиц манекенов.


Генрих VII


Однако, каких-либо документальных свидетельств о существовании посмертных масок на протяжении всего XVI и большей части XVII вв. нет. В документах, описывающих похороны Генриха VIII ( 1546 г.), Эдуарда VI ( 1553 г.), королевы Марии ( 1558 г.), знаменитой Елизаветы ( 1603 г.) и ее наследника Якова I ( 1625 г.), нет ни слова об изготовлении слепков с их лиц.




манекен Елизаветы Английской

Первой английской посмертной маской стал слепок с лица лорда-протектора Оливера Кромвеля (фото 8), что придает ей особую историческую ценность. Кромвель скончался 3 сентября 1658 г. в Лондоне и спустя три недели был без особой помпы похоронен в Вестминстерском аббатстве в часовне Генриха VII. Одновременно в течении месяца в Соммерсетхаузе для прощания была выставлена его восковая фигура в короне со скипетром и державой в руках. 23 ноября состоялась похоронная месса, которая прошла с королевской пышностью. Вне всякого сомнения при изготовлении манекена Кромвеля использовалась посмертная маска, которая служила только вспомогательным средством в работе скульптора. Он изготавливал ее, чтобы обеспечить более точную передачу черт на манекене покойного. Однако, обычай использовать манекены в траурном церемониале во Франции и Англии стимулировал развитие искусства посмертной маски.



Оливер Кромвель

Посмертные манекены изготавливались в Англии до конца XVII в. В последний раз подобный обряд наблюдался во время пышных похорон генерала Монка в 1670 г.



Манекен Монка

Тем не менее, обычай изготовления посмертных манекенов сохранился и в Европе XVIII века, закрепившись в Германии, которая только в этот период вступила в эпоху абсолютизма. В связи с этим интересно рассмотреть развитие посмертной маски в тех странах, где посмертные манекены не получили столь широкого распространения, как во Франции и Англии, например – в Италии.


В качестве бонуса:) Манекен Нельсона в Вестминстерском аббатстве. Глава из книги "Вестминстерсткие манекены" Funeral Effigies of Westminster Abbey
by Anthony Harvey (Editor), Richard Mortimer (Editor)








Продолжение следует
Tags: Мои книги, Мои переводы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments